Свинцово-кислотный аккумулятор
  • WET (устройства с жидким электролитом внутри) выдерживают до 1000 циклов глубокого заряда/разряда, но требуют технического обслуживания и заряжания в специальном сертифицированном помещении с эффективным проветриванием.
  • AGM (электролит абсорбирован в стекловолокно) - больше подходят для работы в буферном режиме, т.е. как источники бесперебойного (резервного) электропитания. В циклическом режиме выдерживают от силы 400 циклов заряда/разряда при DOD-75%. Ресурс AGM меньше вследствие конструктивных особенностей этого типа аккумуляторов, о чём расскажем чуть ниже.
  • GEL – оптимальный выбор для тяговых аккумуляторов. Выдерживают более 700 циклов зарядки с возможностью глубокого (до 80% емкости) разряда.

Батареи по технологии GEL или WET работают дольше и имеют более длительный срок службы, чем AGM-аккумуляторы и Dry Cell - не исключение. Одна из причин – улучшенная теплопередача: гель – лучше отводит тепло, в то время как сепараторы-разделители из стекловолокна (AGM) действуют как теплоизолятор. А мы знаем, что с повышением температуры АКБ увеличивается его ёмкость, но значительно сокращается срок службы (ресурс). Эксплуатация обычной АКБ при повышенной на 10 градусов темпера-туре (40-45 С) ведет к сокращению срока службы батареи вдвое, хотя современные АКБ от известных производителей и не столь чувствительны к этому параметру. Помимо этого, у AGM-батарей свинцовые решётки должны быть тоньше, чем у GEL- или WET- аккумуляторов. Такая конструкция позволяет разместить сепаратор-разделитель из стекловолокна между пластинами, но снижает доступное количество циклов.

Под термином «сульфатация» электродов (пластин) в свинцово-кислотных аккумуляторах понимают такое состояние электродов, когда они не восстанавливаются при обычном режиме заряда батарей. Она возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении. Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже в полуразряженном состоянии, возникает труднорастворимый или нерастворимый крупнокристаллический сульфат свинца. Это приводит к снижению емкости и увеличению внутреннего сопротивления батареи. На отрицательном электроде АКБ сульфатация внешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых кристаллов или даже сплошного слоя сульфата свинца. Положительные электроды, подвергшиеся сульфатации, часто приобретают светлую окраску, причем появляются белые пятна сульфата. Это происходит в результате чрезмерного и глубокого разряда батареи, хранения в разряженном состоянии. При сильной сульфатации происходят закупоривание пор, выкрашивание активной массы, а также искривление и разрыв электродов.

  • батарея работает намного меньше;
  • уменьшилась емкость аккумуляторной батареи под нагрузкой и при контроль-ном разряде;
  • при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);
  • аккумулятор не принимает заряда

  • очень глубокие разряды батарей;
  • длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;
  • систематический недозаряд батарей;
  • эксплуатация аккумуляторов при недопустимо высокой температуре

Если аккумулятор долго находился в разряженном состоянии, то мелкие кристаллы сульфата свинца становятся центрами кристаллизации и происходит образование крупнокристаллической формы сульфата, которая практически полностью закупоривает поры электродов. Чем больше аккумулятор находится без заряда, тем больше размеры растущих кристаллов. В конце концов, этот процесс может стать необратимым.


Первые автомобильные аккумуляторы были сурьмяными, свинцовые пластины покрывались сурьмой, которая повышала их прочность, но такие аккумуляторы имеют определенные недостатки. Чем же отличаются сурьмяные батареи от современных кальциевых вариантов? 

Так как свинец, который лежит в основе любого аккумулятора, материал хрупкий, пластины из чистого свинца быстро разрушаются. Чтобы продлить их срок службы инженеры стали применять различные добавки. Первые автомобильные аккумуляторы были сурьмяными, свинцовые пластины покрывались сурьмой, которая повышала их прочность, но такие аккумуляторы имеют определенные недостатки.

В том числе:

1) Токсичность сурьмы, которая является опасным ядом.

2) Повышенный электролиз воды. То есть такие аккумуляторы при повышении напряжения быстро «закипают», так как начинается активное выделение кислорода и водорода. Этим же обусловлена необходимость частого долива дистиллированной воды.

3) Все сурьмяные аккумуляторы обладают высоким саморазрядом и не переносят перезаряд.

В последнее время все более активно стали использоваться усовершенствованные кальциевые аккумуляторы. Пластины в таких аккумуляторах легированы кальцием. Сейчас выпускают два типа таких батарей:

  • – кальций-сурьмянистые, когда только «+» пластина легирована кальцием, а «-» пластина остается стандартной свинцово-сурьмянистой;
  • – Са/Са, когда обе пластины легированы кальцием.

Второй вариант более дорогой, но лишен недостатков сурьмянистых батарей.

Добавление кальция позволило максимально снизить показатель саморазряда. Расход воды также очень мал, поэтому такие батареи стали называть малообслуживаемыми. При оптимальных условиях эксплуатации, на протяжении всего срока эксплуатации долив воды может не потребоваться. Кроме того им не страшен перезаряд, они его просто не принимают.


Суть технологии изготовления EFB-батарей отчасти раскрывает уже их название, образованное от словосочетания Enhanced Flooded Battery, что в буквальном переводе с английского означает «лучше залитая батарея». EFB-аккумулятор — это обычная свинцово-кислотная батарея с жидким электролитом, в целом классической конструкции, но усовершенствованная в деталях и поэтому имеющая лучшие характеристики.

С точки зрения основных химических процессов АКБ EFB также почти не отличается от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов. На её пластинах происходят такие же обратимые реакции с превращением свинца и его оксидов в сульфаты и обратно. А в качестве электролита используется та же самая кислота. Но её в EFB-аккумулятор залито существенно меньше, чем в обычный.

Более серьёзные отличия от традиционной батареи можно найти в компоновке элементов и их составе. Так, по сравнению с обычными свинцово-кислотными аккумуляторами пластины батареи EFB толще и заключены в защитные конверты-сепараторы из специального волокна. В этом конструкция EFB-аккумулятора напоминает батареи со связанным (не жидким) электролитом, выполненные по технологии AGM.

Кроме того, на поверхности пластин может находиться особая защитная плёнка или армирующая сетка, укрепляющие активную массу. Могут применяться усиленные штампованные решётки пластин, более прочные их соединители и дополнительная защита от вибрации. Сами пластины толще обычных, да и плотность их упаковки существенно больше, чем в классических свинцово-кислотных аккумуляторах. То есть зазоры между пластинами EFB-батареи меньше, чем в других аккумуляторах.

Изготовленные по EFB-технологии модели отличаются ещё и составом активной массы пластин. Он доработан так, чтобы снизить внутреннее сопротивление, а следовательно, и потери энергии на нагрев самого аккумулятора при зарядке в процессе работы.

Категория: Прочее темы | Добавил: Admin (26.01.2025)
Просмотров: 38
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]